Проверка термостата автомобиля: Способы диагностики

Сгорание топлива в ДВС неизбежно вызывает его нагрев, поэтому в каждом автомобиле предусмотрена система предотвращения перегрева двигателя, которая следит за температурным режимом силового агрегата. Любой автовладелец прекрасно знает последствия перегрева, который может вызвать заклинивание двигателя: именно поэтому очень важно следить за работоспособностью термостата, ведь в случае его отказа нагрев ДВС становится неконтролируемым, в результате чего его заклинивание практически гарантировано. Как проверить термостат своими руками, и какие самые простые способы для этого имеются – давайте разбираться вместе!

Конструкция термостата

Обеспечение циркуляции охлаждающей жидкости – основная задача термостата. После запуска двигателя антифриз циркулирует по малому кругу, обеспечивая быстрый прогрев ДВС, после того, как температура охлаждающей жидкости превысит 90 градусов, термостат включает в работу специальный клапан, после чего антифриз циркулирует по большому кругу, обеспечивая более эффективное охлаждение силового агрегата. Конструкция термостата довольно проста – это цилиндр, который заполнен особым составом (смесь воска, графита, алюминия и порошка меди), также имеется специальный шток, который находится внутри цилиндра, и два клапана, закрепленных на штоке. Каждый из клапанов обеспечивает движение антифриза по контурам охлаждения. Найти термостат под капотом довольно легко: для начала необходимо отыскать самый большой патрубок, который идет от радиатора: второй конец его будет закреплен на корпусе самого термостата. При правильной работе термостата сначала все шланги должны оставаться холодными, и лишь спустя несколько минут начинается нагрев патрубков циркулирующим через радиатор антифризом.

Принцип работы термостата

В процессе работы ДВС через данный узел циркулирует антифриз, рассеивая тепло на цилиндре термостата. При работе холодного двигателя задействуется только малый контур охлаждения, что позволяет быстрее прогреть мотор и отопительную систему салона. Воск, который содержится в цилиндре, при повышении температуры до 80-90 градусов начинает расширяться: малый контур перекрывается, и антифриз протекает через радиатор, а не через печку. Термостаты данного вида используются практически на всех отечественных и зарубежных автомобилях, поэтому проверка на исправность данного узла практически не отличается. Следует отметить, что расположение термостата может меняться в автомобилях разных брендов (особенно касается иномарок), поэтому для начала следует ознакомиться с техническим руководством для конкретной модели транспортного средства.

Проверка термостата

При наличии подозрений на неисправность данного узла можно справиться своими силами, без визита в СТО. Отказ данного узла обычно вызывает 2 распространенные ситуации:

  1. Термостат при работе прогретого двигателя отключает циркуляцию по большому кругу, переключая его на малый, в результате мотор перегревается и появляется риск его заклинивания или поломка связанных с ним систем.
  2. Заклинивание термостата в открытом положении: в данном случае антифриз постоянно течет по большому контуру. Летом данная ситуация не несет больших неудобств для водителя, однако в зимний период заклинивание термостата вызывает медленный прогрев двигателя и салона автомобиля, повышается расход топлива.

Данные признаки явно указывают на неполадки в работе термостата, и проверку системы охлаждения следует начинать именно с этого узла.

Причинами, которые могут привести к поломке термостата, могут стать:

  • Естественный износ деталей термостата.
  • Проблемы в работе системы охлаждения.
  • Неправильно выбранная или старая охлаждающая жидкость.
  • Заводской брак.

Проверка со снятием

Помещаем снятый термостат в кастрюлю с водой таким образом, чтобы он не имел контакта со стенками и дном кастрюли: для этого достаточно его придерживать на весу. Нагрейте кастрюлю на плите, погрузите в нее термометр и измерьте температуру, при которой термостат открывает клапан большого круга: значение должно соответствовать заявленным показателям производителя. Далее необходимо продолжать нагрев посуды для того, чтобы удостовериться в полном открытии клапана. Если клапан термостата не открывается при достижении определенной температуры, или не закрывается при извлечении узла из горячей воды, то требуется замена узла. Нелишним будет провести эту процедуру и перед установкой нового термостата, ведь далеко не всегда автомагазины предлагают сертифицированный товар, качество которого остается под вопросом.

Важно: ремонт термостата в большинстве случаев является неоправданной затеей, ведь покупка нового узла обойдется примерно в ту же сумму, что и ремонт. Кроме этого, даже после ремонта устройство может отказать в любой момент, поэтому лучше всего не рисковать, и полностью заменять вышедший из строя термостат.

Проверка без снятия

Выполнение данной операции вполне по силам даже начинающим автолюбителям:

  • Необходимо завести холодный двигатель, после чего подождать пару минут.
  • Щупаем патрубок, который соединяет радиатор и термостат: до срабатывания термостата его температура не должна превышать 30 градусов.
  • По мере прогревания двигателя и достижения определенной температуры антифриза (80-90 градусов) патрубок должен ощутимо нагреться. Если после этого один из патрубков не становится горячим, то это является признаком неисправного термостата.

Двигатель может перегреваться или оставаться холодным после запуска по различным причинам, однако проверку лучше начинать именно с термостата, ведь выявить неисправность узла можно за считанные минуты прямо у себя в гараже. При необходимости можно проверить термостат прямо на автомобиле, не прибегая к демонтажу данного узла. Определение неисправностей термостата не требует наличия специального инструмента и навыков, при этом справиться с данной работой может каждый автолюбитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.