При ремонте автомобиле существует множество различных тонкостей, которые необходимы для правильной сборки и настройки мотора. Например, при ремонте головки блока цилиндров, в момент ее установки необходимо правильно закрепить ее к блоку, а именно произвести правильную затяжку головки к блоку. Этот момент очень важен ведь при неправильном прижиме головки ее возможно испортить и весь проделанный ремонт с ГБЦ будет напрасен.
В данной статье рассказывается о схеме затяжки ГБЦ, почему это так важно, указаны момент и этапы затяжки данной детали, а так же дефектов болтов.
Почему важно затягивать ГБЦ правильно
ГБЦ и блок цилиндров имеют привалочные плоскости, между ними располагается прокладка, которая обеспечивает герметизацию масляных каналов и каналов охлаждающей жидкости, а так же герметизацию камеры сгорания. Это прокладка прижимается головкой к блоку через болтовое соединение.
Если неправильно затянуть головку блока цилиндров, то можно получить множество нежелательных проблем
Неисправности в ГБЦ при неправильной затяжке:
- Обрыв болта, что приведет к повторному снятию ГБЦ, замене прокладки на новую и высверливанию остатков болта из блока цилиндров;
- Пробой прокладки, как правило, возникает, если ГБЦ недотянута;
- Повреждение привалочных плоскостей;
Дефектовка болтов
При использовании болты ГБЦ вытягиваются и теряют свои свойства, повторное использование болтов допускается только после их дефектовки, так как потянутый болт может оборваться или упереться в дно отверстия с резьбой в блоке и не обеспечить надежного притяжения головки к блоку.
Дефекторвка заключается в проверке резьбового соединения и замере длинны болта. Резьба должна быть ровное без зазубрин и подтянутостей, а виток должен быть правильной формы, незакругленный.
Длинна болта ГБЦ для НИВЫ Шевроле составляет 115 мм, если при замере длинны б/у болта ее длинна больше 115 мм, повторное использование его не допускается.
Проверка резьбового соединения болта проверяется путем прикладывания одного болта к другому резьбой. Непотянутые болты должны всей плоскостью ложиться в ручейки резьбы, как на фото.
Подготовка к затяжке
Перед установкой головки и ее затяжкой необходимо произвести подготовку к установке.
Подготовка:
- Провести дефектовку болтов;
- Очистить болты от загрязнений;
- Смазать болты моторным маслом и вытереть их или дать стечь маслу в течение 15 минут;
- Очистить резьбовое соединение на блоке;
- Удалить остатки масла, ОЖ или другого мусора из резьбовых отверстий;
- Очистить привалочную плоскость от следов старой прокладки;
- При необходимости произвести шлифовку ГБЦ.
Схема затяжки ГБЦ
Головка блока цилиндров на Ниве Шевроле та же что и на обычной Ниве, она имеет 10 болтовых отверстий через которые крепится к блоку цилиндров и 1 дополнительный болт напротив цепи ГРМ, который не является основным, поэтому в процессе затяжки основную роль играют только 10 болтов.
Как можно заметить на схеме выше затяжка производится с центральных болтов в сторону к крайним. Такая последовательность позвоялет более эффективно закрепить ГБЦ к блоку без ее деформации и плотно зажать прокладку между ГБЦ и блоком цилиндров.
Моменты затяжки ГБЦ
Затяжку болтов ГБЦ необходимо производить с определенным усилием, которое было рассчитано инженерами на заводе при проектировке автомобиля. Чтобы измерить силу затяжки болта необходимо использовать специальный динамометрический ключ.
Затягивать болты необходимо в строгой последовательности с выдержкой времени. Правильная затяжка производится в несколько этапов, которые указаны ниже в таблице.
Этап | Время, минут | Номер болта по схеме | Момент, Нм |
Закручиваем все болты от руки | — | №1-11 | — |
Первый этап | — | №1-10 | 20 |
Второй этап | 30 | №1-10 | 80 |
Третий этап | — | №11 | 40 |
Четвертый этап | 30 | №1-10 | Доворчиваем на 90ͦ |
Пятый этап | 30 | №1-10 | Доворчиваем на 90ͦ |
Советы
Чтобы правильно произвести установку ГБЦ, важно не только ее правильно затянуть, но и еще множество различных нюансов. Опытные мотористыы советуют:
- Болты перед установкой почистить и смазать моторным масло, затем дать маслу стечь с болтов. Это повысит коээфициент трения и облегчет затяжку;
- Обязательно продуть все отверстия куда будут вкручиваться болты, удалить из них всю грязь и жидкость;
- Затягивать болты необходимо плавно без рывков;
- Перед установкой ГБЦ необходимо специальной линейкой проверить ее плоскость и при необходимости отшлифовать;
- Удалить остатки старой прокладки с блока и ГБЦ.